Sunday, September 27, 2009

Гладиаторы


Распространенная мысль о том, что гладиаторские поединки были вызваны этрусскими похоронными ритуалами, по-видимому, неверна. Тем не менее известно, что на похоронах Брута Пера в 264 г до Р.Х. прошли три поединка гладиаторов. Этот случай зафиксирован греко-сирийским историком Николаем из Дамаска, жившим в период императора Августа. В течение ста последующих лет обычай устраивать на похоронах сражения между рабами распространился. В 174 г. до Р.Х. Тит Фламинин провел — мунеру — трехдневные бои, в ходе которых состоялись поединки 74 гладиаторов.
Мунеру старались проводить в декабре, одновременно с сатурналиями. Как известно, Сатурн был божеством, «отвечавшим» за самопожертвование. При этом мунеры были не просто номером в программе поминок. Практиковались также бои с животными — венационы. Бои с животными проводились по утрам. Различные дикие звери, доставленные со всех концов империи, умерщвлялись специально подготовленными бойцами — венато-рами. Венация служила символом подчинения диких животных римской властью. Бои с участием львов, тигров и других опасных хищников показывали, что власть Рима охватывает не только людей, но и животных. Любая культура, не входящая в состав Рима, объявлялась варварской, единственное предназначение которой было ждать, пока ее не покорит Рим.
По мере того, как все больше и больше состоятельных людей убеждалось в том, что гладиаторские бои служат отличным способом увековечить память покойного, они все чаще и чаще включали в завещание требование провести такой бой на своих поминках. Вскоре простой бой нескольких пар гладиаторов приелся публике. Чтобы поразить впечатление людей, приходилось устраивать грандиозные зрелища по числу бойцов или по способу ведения боя. Постепенно мунера стала более зрелищной и дорогостоящей. Бойцов стали оснащать доспехами, при этом доспехи по стилю часто копировали стиль какого-либо из покоренных Римом народов. Таким образом, мунера стала демонстрацией могущества Рима.
Со временем мунера настолько вошла в обычай, что человек, не завещавший устроить после своей смерти сражение, рисковал опорочить свое имя как скряга. Многие устраивали игры в честь своих покойных предков. Публика ожидала очередного боя после смерти кого-либо из состоятельных граждан. Свето-ний описывал случай, что в Полленции (современный Полленцо, недалеко от Турина) публика не давала похоронить одного бывшего центуриона, пока наследники не организовали сражение. Причем это был не простой беспорядок в городе, а самый настоящий мятеж, заставивший Тиберия ввести в город войска. Один покойник в своем завещании приказал устроить бой между своими бывшими гомосексуальными любовниками Поскольку все любовники были молодыми мальчиками, было решено аннулировать этот пункт завещания.
Мунера в конечном счете превратилась в настоящие гладиаторские бои, обычно проводившиеся на специально для этой цели построенных аренах...
Cкачать

No comments:

Post a Comment