Wednesday, September 2, 2009

Осадные машины Греции и Рима


Укрепления вокруг средиземноморских городов в V—IV вв. до Р.Х. представляли собой большой круг. Весь город охватывала стена, которую строили с учетом особенностей местности. Стены шли по вершинам холмов, потенциально опасные участки усиливались башнями. Периметр иногда имел чрезмерную протяженность, но в этом не было большой беды, так как стена не имела постоянных защитников. Если часовые видели, что противник готовит штурм стены на определенном участке, они поднимали тревогу. Благодаря коротким коммуникациям защитники быстро перебрасывали свои силы на угрожаемый участок. Кроме того, защитники старались максимально использовать естественные препятствия, поэтому нападающие редко когда могли быстро подойти к стене в большом количестве. При правильной обороне, городские укрепления были неприступны, если только осаждающие не применяли осадную технику.

В древние века на Среднем Востоке ассирийцы первыми применили осадную технику. Позднее персы переняли у ассирийцев таран. Возможно, на Западе тоже быстро научились проламывать крепостные ворота прочным бревном. Историк Диодор Сикул, писавший в I в. до Р.Х., полагал, что Перикл был первым греком, применившим таран при осаде Самоса в 440 г. до Р.Х. Его сапер, некий Артемон. был родом из Клазо-мен, расположенных на территории современной Турции. Без сомнения, он был знаком с персидскими таранами.

В 429 г. до Р.Х. спартанцы использовали таран при осаде Платеи, однако осажденные эффективно защищались. Позднее греки потеряли интерес к осадным машинам. Упоминавшиеся историком Фукидидом машины (шеспапаг) в действительности были всего лишь штурмовыми лестницами. Единственным намеком на нечто более сложное, было упоминание искусного огнеметатель-ного устройства, которые армии Пелопоннеса дважды успешно использовали против деревянных укреплений...

Скачать

No comments:

Post a Comment