Sunday, January 24, 2010

Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот

В книге «Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 2. Черноморский флот» детально и научной основе раскрывается боевая деятельность черноморских подводников в 1941 -1944 гг. Автору удалось на основе изучения широкого круга архивных документов и исторических исследований воссоздать беспримерную по сложности картину боевых походов, показать боевые успехи и героизм наших моряков.
Черноморский флот в ходе войны решал задачи по содействию приморским флангам сухопутных войск, обороне военно-морских баз, обеспечению безопасности морских перевозок, нарушению морских коммуникаций противника и другие. В течение всей войны действия против вражеских коммуникаций являлись основным содержанием боевого использования подводных лодок. На некоторых этапах войны эта задача ставилась главной и для всех сил флота.
В первый период войны подводные лодки были единственным средством постоянного воздействия на морские перевозки противника. В это время авиация и надводные корабли полностью использовались для решения других задач. В последующие периоды главная роль в действиях против морских перевозок перешла к авиации, за исключением наиболее удаленных районов, где роль подводных лодок осталась на прежнем уровне.
Задача длительного прекращения вражеских перевозок не могла быть решена несколькими ударами или операциями. Она требовала систематического воздействия взаимодействующими между собою разнородными силами флота, однако такое взаимодействие достигалось далеко не всегда. И тем не менее, систематические действия даже одних подводных лодок не раз вынуждали противника отказываться на некоторое время от проводки конвоев, изменять сроки выхода и маршруты их следования. Таким образом, не только потери тоннажа, но и постоянная угроза со стороны советских подводных лодок уменьшала оборачиваемость судов, заставила противника создать и постоянно совершенствовать систему противолодочной обороны. Вражеское командование ввело обязательное конвоирование своих судов на переходе морем. В районе баз и узловых пунктов коммуникаций выставлялись корабельные дозоры. В большом количестве ставились мины.

Напряжение коммуникаций противника первоначально было очень слабым. В среднем за время войны ежедневно в море находилось не более 1 -2 конвоев или одиночных транспортов. Были периоды, когда движение прекращалось совсем на несколько месяцев, например в зиму с 1941 на 1942 гг., или становилось очень интенсивным, как во время разгрома немцев на Тамани и в Крыму.

Необходимо отметить, что на протяжении всей войны противник привлекал к перевозкам большое количество мелких судов, быстроходных десантных барж и паромов. В то же время большинство из этих судов выполняли одновременно и функции кораблей противолодочной обороны.

Военно-географические условия боевой деятельности подводных лодок изначально были весьма неблагоприятны. Коммуникации противника на всем их протяжении шли вдоль берега по малым глубинам и прикрывались со стороны моря многочисленными минными заграждениями. Только в 1941-1942 гг. немцы, румыны и болгары поставили в оборонительных заграждениях около 5000 мин.

Особую опасность мины представляли осенью и зимой, когда штормовая погода и недостаточная видимость усложняли точность кораблевождения, в результате чего подводные лодки нередко оказывались на минных заграждениях. Нельзя также не отметить недооценку минной опасности со стороны штабов флота и бригад подводных лодок. Сложность боевых действий у западного побережья усугублялась еще и тем, что подводные лодки были лишены возможности уклоняться погружением на глубину, а, маневрируя, часто обнаруживались по ясно выраженному следу от поднятого с грунта ила и подвергались преследованию со стороны сил ПЛО. Нередко в процессе уклонения подводные лодки производили непроизвольную покладку на грунт, что облегчало противнику условия атаки.
Cкачать

No comments:

Post a Comment